Сеть Small сегодня
На сегодняшний день сеть насчитывает 60 магазинов в 15 городах Казахстана, через 2 месяца откроется еще 3 торговые точки. К концу года Small рассчитывает расшириться до 70 магазинов.
В среднем проходимость по магазинам около 3 500 человек в день. По итогам 2017 года сеть занимает первое место по количеству торговых точек и покрытию регионов Казахстана, при этом в сети нет ни одного убыточного магазина. В магазине общий штат 60 человек, в смену 24–25. В супермаркетах обычно около 11 касс, в гипермаркетах до 25. В день по всей сети пробивается в среднем 90 тысяч чеков. В основном ритейлер представлен в формате супермаркет, но есть специализированные алкогольные магазины и гипермаркеты.
Стратегия и тактика развития
Основной костяк сети составляют супермаркеты площадью 1000–1500 кв. м. Кроме того, есть три гипермаркета площадью около 5000 кв. м и два магазина у дома. По словам Демида Самошкина, компания делает ставку на супермаркеты, потому что покупатель хочет приезжать в магазин и получать широкий ассортимент. По этой причине магазины у дома работают, но больше прибыли приносят супермаркеты.
Особенностью развития сети является то, что новые объекты не открываются только ради открытия. Прежде чем принимается решение об открытии нового магазина, локация проходит жесткий аудит. Small применяет очень жесткий подход по оптимизации затрат и прибыли. После принятия положительного решения магазин открывается в среднем через два месяца. За это время подписывается договор, проводятся ремонтные работы, производится монтаж оборудования и загрузка магазина товаром.
Логистика и поставщики
Small делает большой упор на прямой импорт. На сегодняшний день доля собственного импорта составляет порядка 10 %. Как отметил коммерческий директор Small, стратегия компании подразумевает минимизацию контрактов с дистрибьюторами и увеличение прямых поставок.
Этому способствует наличие сильной собственной логистической базы. Small управляет 4 распределительными центрами в разных регионах, имеет собственный автопарк. Многим поставщикам выгодно поставлять товар на один РЦ, из которого Small распространяет его по всей стране. Таким образом, ритейлер развивается и как логистическая компания. Некоторые компании даже используют логистику Small для выхода на рынок, чтобы потом найти дистрибьюторов.
— Мы к этому спокойно относимся, — отметил Демид Самошкин.
В нонфуде большая часть товаров — это прямой импорт. Так, для примера, сейчас у компании есть контракт с Zewa, Colgate, Bonduelle и т.д.. Также есть контракты с алкогольными производителями. Во фреше сеть сотрудничает с «Магнитом» — компания поставляет в Казахстан бананы, картофель, мандарины. Категорийные менеджеры Small ищут поставщиков на международных выставках, вроде «Продэкспо», Worldfood. Также ритейлер тесно сотрудничает с консульствами других стран, которые приглашают их на мероприятия и встречи с компаниями.
Ранее сообщалось, что в рамках ежегодной встречи ритейлеров, производителей и поставщиков в Казахстане состоялось подписание меморандума о создании Международного Альянса ритейлеров. Он позволит объединить всех поставщиков в единую базу и создать условия для установления прямых контактов, исключая посредников.
Собственное производство и ассортимент
В целом по компании насчитывается около 35 тысяч наименований ассортимента. В это число входит продукты питания, бытовая химия, одежда, остальной нонфуд. При этом Small добился оборачиваемости товарных запасов по магазину в пределах 20 дней.
Ритейлер также развивает собственное производство, в обороте его доля составляет 5 %. В гипермаркетах производство осуществляется на базе магазина, в остальные магазины товары развозятся с центральной в городе фабрики-кухни. Например, все кондитерские изделия производятся силами Small. По словам коммерческого директора Small, это стратегия развития собственного производства.
Есть также собственные торговые марки — «Еркеш», «Бопеш» и «Выгодно». Так, под брендом «Выгодно» выпускаются рис, салфетки, сахар, бумага, вода, стиральные порошки. Изначально это была марка первой цены, но сейчас она позиционируется в среднем сегменте. СТМ помогают Small повысить маржинальность и создать уникальное предложение.
Ритейлер выбрал путь ограничения промо. После кризиса доля промо достигает 30 %, ранее она держалась на уровне 18–20 %. В зависимости от категории товара, скидки могут достигать 20 %.
За обновление ассортимента отвечают категорийные менеджеры, которым предоставлена возможность принимать решения. Их работа оценивается по аналитике и росту категории. Ассортиментный комитет в Small решили не создавать, чтобы избежать лишней бюрократии. При этом на 60 супермаркетов по фуду работает 9 категорийных менеджеров и 4 ассистента.
Для составления планограмм ритейлер использует собственную разработку. Она позволяет централизованно управлять всей сетью. Как правило, обновление ассортимента происходит не чаще, чем раз в месяц.
Отношения с покупателями
Для связи с покупателями ритейлер использует традиционную печатную продукцию, игнорируя рекламу на ТВ. Также есть аккаунты в соцсетях и сайт, но основной остается рассылка буклетов по почтовым ящикам. Самошкин пояснил, что таким образом затраты на рекламу минимизируются, а бренд компании и так достаточно известен.
В скором времени ожидается запуск программы лояльности совместно с «Альфа-банком». Участники программы получат карты банка, на которых будут копиться не баллы, а деньги. Ожидается, что запуск программы состоится к концу 2018 года.
Это позволит персонализировать всю программу лояльности и давать целенаправленные скидки. К тому же, имея базу данных программы лояльности, ритейлер сможет персонализировать своего покупателя и учитывать предпочтения каждого клиента.